СВАЛИВАНИЕ САМОЛЕТА
Сваливанием самолета называют его непроизвольное быстро развивающееся движение со значительной угловой скоростью или амплитудой, обусловленное потерей устойчивости на больших околокритических и критических углах атаки. Область углов атаки а и соответствующих значений суа (а), на которых возможно сваливание, показана на рис. 19.1 (области 1 и 2).
Сваливание возможно как на положительных, так и на отрицательных углах атаки, и сопровождается переходом в их закрити — ческую область. Выход на околокритические и закритические углы атаки возможен в результате грубых ошибок пилотирования, при полете в сложных метеоусловиях и т. п. К выходу на большие околокритические углы атаки может, например, привести действие резкого восходящего порыва ветра, когда истинный угол атаки определяется, как
а = «исх + •у- > (19.1)
где W — скорость восходящего потока.
К выходу на критические углы а может привести и отказ в системе управления, связанный с быстрым неконтролируемым отклонением (уводом) руля высоты.
В начальный момент времени при сваливании движение происходит под действием дестабилизирующего момента тангажа, нарастающего с ростом угла атаки из-за неустойчивости самолета на больших углах атаки по перегрузке (ап >0) или по углу атаки (/Я? >0).
При достаточном запасе устойчивости самолета в линейной области эти явления возникают только вблизи суа тах и акр из-за срыва потока’ на крыле (область а рис. 19.2). В некоторых случаях (например, из-за концевого срыва для стреловидного крыла, при небольших запасах устойчивости в линейной области) неустойчивость по углу атаки может возникнуть и при углах атаки, меньших критического, соответствующего суа гаах и акр (см. рис. 19.2, область б). В этом случае сваливание может происходить и на таких умеренных ас, если запас устойчивости самолета недостаточен.
Дальнейшее развитие движения при сваливании зависит от начальных условий, характера возмущения, схемы и конфигурации самолета, положения органов управления.
При сваливании на скоростях, близких к минимальной, пере* грузка пуа близка к единице, боковые возмущения невелики н движение развивается, в основном, в продольной плоскости.
При сваливании на больших скоростях, а также при наличии в момент выхода на околокритические углы атаки значительного скольжения или угловой скорости крена (сваливание при выполнении маневра) из-за несимметричности обтекания консолей крыла в процессе движения возникают значительные моменты крена и рыскания, и сваливание характеризуется быстро развивающимся апериодическим пространственным движением с нарастанием угла крена.
Для сваливания характерна быстрая потеря высоты, что особенно опасно на режимах взлета и захода на посадку.
Обычные приемы пилотирования (попытка парировать вращение по крену с помощью элеронов и т. п.) при сваливании неэффективны и могут оказывать противоположное действие, способствуя развитию пространственного движения, вплоть до перехода самолета в штопор, т. е. к другой, более опасной критической форме движения. При правильном пилотировании в процессе сваливания требуется прежде всего резким отклонением органов управления тан — гажом уменьшить углы атаки до допустимых и лишь затем парировать возникшее вращение самолета по крену и рысканию.
Углы атаки сваливания определяются при специальных испытаниях. Выход на ас при нормальной эксплуатации недопустим.
Для предупреждения сваливания на самолете устанавливают сигнализаторы выхода на опасные углы атаки, автоматические средства управления, ограничивающие угол атаки или управляющее воздействие летчика, если оно может вывести самолет на такие углы.
При эксплуатации самолета ограничивают предельные углы атаки допустимыми значениями с заданным запасом по отношению к углу сваливания.
Ё процессе проектирования й доводки самолета границы сваливания можно сдвинуть в сторону больших углов атаки повышением устойчивости самолета по перегрузке в области значительных а, как собственной, так и обеспечиваемой автоматикой (последнее, как правило, требует введения в систему управления датчиков углов атаки). Конструктивными средствами, предупреждающими сваливание, являются правильный выбор формы крыла в плане и его крутки, исключающий появление концевого срыва на допустимых углах атаки, отсутствие у самолета боковой асимметрии и т. п.